ВАЛЕРИЙ ГОЛУБОВСКИЙ
Ректор РИПО

Будущее: наш рабочий сценарий

Международные чемпионаты WorldSkills сравнивают с Олимпийскими играми. Только вместо спортсменов выступают молодые профессионалы в сфере парикмахерского и поварского дела, дизайна одежды, строительных и автомобильных технологий, мобильной робототехники и мехатроники... Лучшие по профессиям в своих странах. Это позволяет не только популяризировать рабочие специальности, но и быть в курсе новейших достижений в современных квалификациях. Поэтому вступление Беларуси в такое движение в Республиканском институте профессионального образования, национальном операторе WorldSkills, называют стратегическим решением.

Наша страна уже трижды участвовала в олимпиаде профмастерства, каждый раз все с большим успехом. А ведь было время, когда, к примеру, слово сантехник ассоциировалось исключительно с бедолагой Афоней, а директора колледжей просто не знали, что делать с падением престижа рабочих специальностей, которые на рубеже нулевых среди выпускников школ совсем не котировались. Стоило присоединиться к движению, начать внедрять в обучение увиденные на мировых форумах новинки, как медленно, но верно пошел обратный процесс. Сейчас участники WorldSkills — частые герои первых газетных полос. Да, пришлось многое переосмыслить и модифицировать, не скрывает Валерий Голубовский, энергичный ректор Республиканского института профессионального образования — учреждения, которое и стало застрельщиком в этом важном деле. Кандидат педагогических наук, доцент, автор около трех десятков научных работ в сфере управления образовательными системами и проектного менеджмента, он знает все проблемы профессиональной школы изнутри.

От «Трудовых резервов» до мирового уровня

Помните, о чем писала пресса еще в нулевые? «Заводские умельцы, занятые на крупных предприятиях, получили образование, как правило, еще в советское время и сегодня приближаются к пенсионному возрасту... Из года в год отечественные ПТУ недобирают учащихся... Серьезного притока молодых кадров и нормальной их ротации на предприятиях нет. И не предвидится, поскольку, как показывают соц­опросы, молодые люди не видят для себя перспектив в качестве квалифицированных рабочих». Пеняли в том числе и на платное образование, частные вузы, позволившие воплотить мечту многих родителей — дать заветные корочки ребенку, даже не сильно успевавшему в школе. В итоге рынок труда был перенасыщен вузовскими дипломами, а работодатели жаловались на низкую квалификацию выпускников. Одновременно появился запрос на рабочего нового уровня — умеющего читать сложные чертежи, разбираться в специализированном программном обеспечении технологических операций. Но для этого нужно было и подходить к учебе по-новому, по мировым стандартам. А где их, как говорится, снять с рук? Валерий Голубовский, сегодня главный драйвер WorldSkills в Беларуси, рассказывает: у истоков развития этого движения в стране стоял прежний ректор РИПО Аркадий Шкляр, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования и Национальной академии педагогических наук Украины. Именно он, став в 1983 году самым молодым директором ПТУ в СССР, первым успешно внедрил систему непрерывного образования по схеме «ПТУ — техникум — вуз» и распространил ее на всю страну. Валерий Николаевич долгие годы работал под руководством этого человека-легенды:

— Вместе мы с представителями Минобразования в 2013-м отправились и в Лейпциг, чтобы передать письмо от имени Правительства о намерении Беларуси присоединиться к WorldSkills International. Там впервые увидели, как проходит международный чемпионат по профессиональному мастерству.
Кондитер Андрей Какошин и официант Артем Скуратовский

Себя показать

В Государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2016 — 2020 годы мероприятия по подготовке и проведению чемпионатов профмастерства (национальных и международных) вынесены в отдельный раздел. А в первый раз именно РИПО из собственных внебюджетных средств на две трети финансировал отправку команды в Бразилию: страну представляли 17 участников по 15 компетенциям. Важно было сразу позиционировать себя как государство с высокой технологической базой и качественной системой профобразования. Получилось! В копилке оказались сразу 2 медали «За высшее профессиональное мастерство».
Валерий Голубовский не скрывает гордости:

— Такого удачного старта как по количеству представленных компетенций, так и по результату в истории WorldSkills еще не было. Этот факт, к слову, в мае 2016-го глава WSI Саймон Бартли, прилетевший на второй республиканский конкурс профмастерства в Минск, особо подчеркнет при личной встрече с Александром Лукашенко.
Президент тогда отметил:

«Беларусь — единственная на постсоветском пространстве и, пожалуй, в Восточной Европе страна, где проф­техобразованию уделяется столько внимания. Сегодня бывшие республики Советского Союза просят нас, чтобы мы помогли им подготовить кадры по рабочим специальностям, поскольку та система, которая была у них во времена Советского Союза, оказалась разрушенной. В Беларуси же систему профессионально-технического образования сохранили и усовершенствовали. Процесс ее оптимизации, модернизации продолжается. Это естественно, она должна развиваться и оптимизироваться, модернизироваться каждый год. Беларусь будет образцово-показательной страной в плане развития профессионально-технического образования».

В дальнейшем качество подготовки команды только прирастало. А самым удачным стало выступление в прошлом году в Казани на 45-м международном чемпионате. Там страну представляли уже 40 конкурсантов в 33 номинациях. Результат — 4 медали «За высшее профессиональное мастерство». Плюс четыре серебра и одна бронза в конкурсе Junior Skills среди школьников 10 — 17 лет. А также награды в блоке Future Skills, где представлены компетенции будущего. В целом же наша страна с 37-го общекомандного места в Бразилии поднялась на 15-е!
Столяр Александр Матюшонок
WorldSkills решает и более глобальную задачу. Наблюдая за тем, как изменилось наполнение рабочих специальностей, будущие выпускники школ и их родители понимают: выбор профессии через колледж или профессиональный лицей — тоже эффективная траектория.

Популяризировать эту философию в регионах помогает проект «WorldSkills — старт в будущее!», проводимый РИПО совместно с БРСМ. Тем более что участники чемпионатов себя реализуют: кто-то открыл собственное дело, кто-то устроился на успешное предприятие или продолжил обучение, а кто-то остался в системе профобразования в качестве мастеров и преподавателей.
— У них незашоренный взгляд, передовые подходы к применению современных технологий на практике. И это дает возможность качественного обновления педагогических ресурсов в деле подготовки кадров для новой экономики, — говорит Валерий Голубовский. — Вообще, WorldSkills сегодня — это самая эффективная система распространения международных профессиональных стандартов. Получив доступ к информации по содержанию современных компетенций, мы стали дополнять ими наши квалификации. Менять соответствующим образом учебные планы и программы. Вводить новые специальности. Обновлять материально-техническую базу. В том числе развивать сеть ресурсных центров, оснащенных современным оборудованием. В структуре профессиональных лицеев и колледжей страны их уже 48.

Все большую заинтересованность проявляют и представители бизнеса. Скажем, сотрудничество с компанией Knauf, которая готовила конкурсантов на чемпионат в Абу-Даби по компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы», вылилось в отдельную специальность «Монтажник каркасно-обшивных конструкций сухого строительства» — сегодня обучение по ней открыто в 5 учебных заведениях.

Заглянем в XXI век

Соревнования WorldSkills в Казани
Два гомельских предприятия (ПКП «Гомельдорпроект» и ОАО «Гипроживмаш») готовили участников на чемпионат в Казани по компетенции «Технология проектирования зданий» (BIM). Это как раз направление Future Skills — идет в русле стратегии развития строительного комплекса и цифровизации экономики.

— Благодаря участию в конкурсах, посещению передовых учебных заведений и заводов за рубежом мы видим, какие кадры будут востребованы в ближайшей перспективе. И работаем в этом направлении с министерствами и предприятиями в разных отраслях: моделируем образ специалистов будущего. Технологии, которые внедряются в реальном секторе, должны параллельно проникать и в учебные заведения. А лучше даже с опережением.

Валерий Николаевич приводит пример. Недавно в стенах Минского колледжа современных технологий в машиностроении и автосервисе, филиала РИПО, заработал учебный центр FACT по технологиям «Индустрии 4.0». Создавали его при финансовой поддержке Евросоюза совместно с компанией Festo, ведущим мировым поставщиком оборудования для автоматизации производства. Это первая подобная лаборатория в СНГ, которая прошла сертификацию по международным стандартам. На базе «фестовских» элементов ведется и подготовка участников WorldSkills по компетенции «Полимеханика и автоматизация производства». К слову, в ней на чемпионате в Казани в прошлом году наш Никита Штраус занял второе место среди юниоров…

Система профобразования в помощь и при создании высокотехнологичных производств по инвестиционным проектам. Так, еще на этапе строительства в индустриальном парке «Великий камень» завода «МАЗ-Вейчай» по производству двигателей за счет средств китайского инвестора открыт современный учебный центр производственных технологий в Минском государственном автомеханическом колледже. А для Белорусской национальной биотехнологической корпорации, которая строит несколько заводов по производству кормов, лизина, прочих аминокислот, подготовка специалистов начнется с 1 сентября на базе филиала РИПО «Молодечненский государственный политехнический колледж». Обсуждать, какие руки на уровне среднего специального образования будут нужны, начали с представителями корпорации еще полтора года назад. За это время обновили содержание образовательных программ по двум специальностям, а также разработали одну новую. Вот он, системный подход.
Колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе
Ежегодно выпускается около 70 тысяч производственного персонала и специалистов среднего звена: 30 тысяч дает профтехобразование, около 40 тысяч — ссузы. Чтобы доказать, что ситуация со спросом на некогда непрестижные специальности в корне меняется, Валерий Голубовский предлагает изучить на сайтах учебных заведений цифры по конкурсу:

— В колледжах он увеличивается. Строители, электромонтажные специальности, общепит, парикмахеры, официанты, сантехники, автомобилестроение — везде конкурсы. Молодежь сегодня желает гораздо раньше обрести самостоятельность, в том числе финансовую. И вы посмотрите, что дает проф-лицей. С первого курса — производственное обучение, 15-летний парень уже стоит за станком, к концу года вытачивает реальные детали. На втором курсе делает более сложные работы, а на третьем полгода находится на реальном производстве, где ему начисляют зарплату за выполненные изделия и он зарабатывает порой больше, чем родители. Стереотипом является и представление, что станочник работает в грязном цехе в замасленной одежде. Недавно был юбилей МЗКТ. День открытых дверей. «Индустрии 4.0» там еще нет, но мы увидели чистое современное производство, цеха с дорогостоящим оборудованием, ребят-операторов станков ЧПУ в опрятной униформе.

Сейчас идет подготовка к четвертому республиканскому чемпионату профмастерства, по результатам будет отобрана национальная команда, которая представит страну в 2021 году на международных соревнованиях в Шанхае. Уговаривать уже никого не нужно.

Ребята все свободное время оттачивают мастерство, в том числе на крупных предприятиях по всему миру — мероприятия организуются через национальных операторов WorldSkills. Недавно вот пришло предложение из Китая, где ждут специализирующихся на компетенциях будущего «Разработка мобильных приложений» и «Оптическая электроника». Что будет завтра? Как изменят мир технологии? WorldSkills, как видим, дает ответы и на эти вопросы.

Надежда ДЕКОЛА
Справедливости ради, в Беларуси чемпионаты профмастерства проводились со времен создания системы «Трудовые резервы» в 1940-м, только локально, по отдельным профессиям. WorldSkills — это совсем другой уровень: участников дистанционно приветствовала канцлер Германии Ангела Меркель, у конкурсных площадок присутствовали члены правительств стран, руководители министерств, представители ведущих мировых компаний.

— Мы увидели четко выстроенное мероприятие, от открытия и до закрытия. С масштабным представлением каждой команды. А потом — площадки по всем компетенциям, оснащенные современным оборудованием. И выполняющих работы столяров, плотников, каменщиков, сварщиков, которые стояли в опрятной одежде, а не в замасленных передниках, пользуясь последними разработками в своих сферах. Но больше всего впечатлил результат труда молодых рабочих. Они доказывали: при правильной организации обучения и грамотной мотивации можно и в возрасте до 22 лет выполнять самые сложные работы и обеспечивать себе достойное будущее на рынке труда. Конечно, нам такие подходы были интересны.

В январе 2014-го Беларусь стала 68-й участницей всемирной организации. Уже в мае в Минске прошел первый республиканский чемпионат профмастерства по 20 компетенциям. Талантливых ребят искали по всей стране среди учащихся, студентов, рабочей молодежи. Уговаривали, мотивировали, ведь о движении WorldSkills мало кто знал.

Не менее сложной задачей, говорит Валерий Голубовский, был и подбор экспертов: тренировкой конкурсантов они занимаются в нерабочее время. И наконец, стоял вопрос: где готовить участников? В иных учебных заведениях оборудование, мягко говоря, не дотягивало до требований конкурса.

— Обратились за содействием к промышленному сектору. Где, как не там, заинтересованы в подготовке квалифицированных кадров? — вспоминает Валерий Николаевич. — Рабочее место для подготовки конкурсантов по электронике и электротехнике предоставил завод «Интеграл». С инструментами для сварки помог «Амкодор». Станки с ЧПУ предоставила компания «Абамет» — представитель компании HAAS в Беларуси. В минский футбольный манеж, где стартовал первый республиканский чемпионат, люди шли как на выставку.

Тогда соревнования посетило около 60 тысяч человек. А из 150 участников 57 победителей и призеров были награждены премией специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Оставалось оправдать высокое доверие и достойно дебютировать на 43-м международном чемпионате в Сан-Паулу. Однако выяснилось, что некоторых технологий, необходимых для выполнения заданий, в стране вообще нет. Например, специализированного программного обеспечения по написанию управляющих автоматизированных программ (для станков с ЧПУ) — изготовить детали по чертежу с их помощью можно за считаные минуты. Решили покупать... Так через участие в WorldSkills началось проникновение в наши учреждения образования новых технологий.

Долой стереотипы

Понравился наш проект?
Расскажите о нем друзьям!