Инновации с положительным зарядом
От ремонтного завода до крупнейшего производителя пассажирского электрического транспорта в СНГ — вот курс предприятия, которым мы можем действительно гордиться. Один из принципов «БКМ Холдинг» (открытое акционерное общество «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш») можно и нужно использовать многим: «Производить то, что продается, а не продавать то, что производится». Сейчас предприятие в каком-то смысле фишка страны: его хотят непременно посетить по приезде представители иностранных правительств.
А началась история успеха предприятия с 1994 года, когда производственное объединение «Белкоммунмаш» выпустило свою первую пассажирскую технику. Через год сюда приехал Президент. Александр Лукашенко высоко оценил потенциал предприятия. Теперь «Белкоммунмаш» — предприятие, которое первым в странах СНГ наладило серийное производство электрических автобусов, а также сделало Минск первой столицей Содружества, где был организован регулярный маршрут электробусов. На международных выставках предприятие постоянно удивляет новыми и современными подходами. О прошлом, настоящем и будущем электротранспорта — наш обстоятельный разговор с генеральным директором «БКМ Холдинг» Владимиром Королем.
Историческая справедливость
— За последние 10 лет предприятие создало 4154 единицы троллейбусов, 369 трамваев, 90 единиц электробусов всех моделей. О том, что тема электротранспорта будет развиваться и далее, говорит и государственный курс на масштабную электрификацию всего транспорта. Здесь вы в авангарде. Но почему раньше на такой вид транспорта не обращали внимания?
— Не только у нашего предприятия был непростой путь, но и у самой тематики электротранспорта. Буквально каких-то 5–6 лет назад велись разговоры: быть или не быть троллейбусам? Вообще, надо ли все это? Буквально на глазах ситуация изменилась. Сейчас все понимают, насколько важна экология. Наше предприятие не просто так занялось этим направлением. Во время СССР мы ремонтировали технику завода имени Урицкого — крупного производителя троллейбусов. Завод выпускал 20 000 троллейбусов в год. В период развала Союза большое количество троллейбусов — до 100 000 по миру — уже работало. Но их надо было ремонтировать нам. Были большие проблемы с комплектующими, а еще и закупать их пришлось уже новому государству. Все это было непросто. В 1995 году было непонятно, что делать предприятиям: рынок потерян — территория СССР разделилась. Поэтому мы включились в производство: нам необходима была своя техника — то, что можем создать здесь и здесь же обслужить. Этот период, 20 с небольшим лет, был самым тяжелым для предприятия. За это время мы пережили три истории: процесс выживания, закрепление на рынке собственной продукции и сегодняшний период, когда мы стали одним из крупнейших заводов по количеству выпускаемой техники, серьезными конкурентами на мировом рынке.
Мы имеем собственные разработки, свои «мозги» — это ребята, которые выросли, окончили институты, стали осознанно заниматься этой тематикой, вкладывая все свои таланты, чтобы создать узнаваемый бренд. Мы уже сделали серьезные шаги на внешних рынках в части развития совместных предприятий. Да, коронавирус сегодня всех приостановил, но мы все же практически завершили работу по сертификации на европейском рынке. Открыли совместное предприятие в Польше, на румынских заводах также собирается наша техника. В Великобритании получили экологический сертификат и вот-вот получим документ, который позволит работать проекту по созданию электрического грузового транспорта, сборки электробусов и адаптации, а также эксплуатации электробуса с праворульным управлением. Мы постоянно открываем для себя новые рынки и наращиваем объемы поставок. Например, с прошлого года развиваем сотрудничество с Каталонией — они заинтересованы в наших новых электробусах Е321. Скоро начнем работу над сборкой 9,5-метровых электробусов Е490 для Грузии. Прямо сейчас делаем технику для России и Украины. В последней мы самый крупный импортер техники.
— Вы тесно сотрудничаете с зарубежными коллегами, у которых можно научиться многому. К тому же демонстрация своих возможностей и наработок позволяет развиваться в разы быстрее.
— Конечно! Всегда нужно активно приглашать коллег к себе и обязательно приезжать к ним. Мир открыт, и этим нужно пользоваться полноценно. Причем важно стараться быть лидером. Здесь все так же, как и в спорте: надо постоянно двигаться. И тут есть свои минусы и плюсы. Приведу пример: в юности я бегал стометровку — до сих пор не могу забыть моменты, когда человек 6–10 становятся у линии и готовятся к старту. Когда бежишь первым, то все против тебя — они бегут следом, все хотят тебя нагнать. И ты должен доказать, что не зря находишься впереди, — бежишь еще быстрее. Тут так же: мы все стартуем одинаково, но как только побежали, начинается самое интересное: кто будет первым? Наше желание — чтобы это были мы. Поэтому, когда пришел на предприятие, начал активно заниматься приглашением зарубежных коллег и экспертов к нам, чтобы оценили, дали совет. Заказы нашей техники на рынки разных стран показывают, что мы хорошо бежим в этой стометровке. Важный момент: когда приглашаешь к себе в дом, то в нем необходимо все привести в порядок, и гости стимулируют это делать. К тому же надо еще приготовить интересные блюда, чем-то удивить, верно? Вот мы и стараемся. Но не только для кого-то. Наш Президент говорит: «Главное — это человек». Для меня наш коллектив — это не масса народа, а каждый — важный и уникальный специалист. Такой же подход и к нашим клиентам: любой каприз исполняем, прислушиваясь к пожеланиям. Вот, например, заказ на Санкт-Петербург — 18-метровый троллейбус в несколько ином исполнении, в России такого уровня технику никто не делает. Да, были случаи, когда к нам приезжали конструкторы из других стран и говорили прямо: «Продай документацию». Я сразу отвечал: «Не к тому приехали». Если мы что-то свое отдадим, то на рынке нам делать нечего, а вот им без наших знаний нас еще минимум два года догонять. Сегодня важно понимать, что мы живем в стране, которая дает все возможности развиваться, и творим свою историю, свое будущее. Мы должны быть на дистанции в этом беге. Когда-то стали открытием для мира: «Беларусь? Электротранспорт?» Да! Теперь, когда твердо стоим на ногах и гордо представляем страну, к нам приезжают и хотят посетить именно наше предприятие. В сентябре у нас побывал уполномоченный представитель одного из штатов Америки. Обсуждаем партнерство, при котором наша техника сможет производиться там для их рынка. Конечно, есть много вопросов, но мы их проработаем и будем готовы к новому витку развития. У нас есть четкая стратегия — узнаваемость нашего предприятия переносим на страну. Теперь многие знают, что мы производим не только продукт, но и инфраструктурную систему: зарядные станции, отработанные маршруты и так далее. Мы создаем контракты жизненного цикла — отвечаем за техническое состояние на период всей эксплуатации нашей техники. То есть сегодня мы продаем комплекс услуг, в котором учтены особенности рынка и его потребности. Готовимся к тому, что можно и нужно открыть дочернее предприятие в парке «Великий камень» с партнерами из Великобритании и заниматься не только производством, но и дизайном, разработкой каждой техники по новым правилам.
— Возможно, вы уже работаете над беспилотной техникой, электробусами и трамваями нового поколения?
— Структура холдинга сегодня имеет собственный Научно-технический центр, бюро программного обеспечения — мы постоянно стараемся создавать новые проекты и продукты. И делаем практически все из того, что производится у нас. Минимум импортных комплектующих: все управление, электронику и другое делаем сами. Таким не каждое белорусское производство может похвастать. Когда я пришел сюда в 2007 году — человек, который окончил Институт механизации сельского хозяйства, успел за свою жизнь пройти огонь и воду, проработал много лет на Белметалле, Минском заводе колесных тягачей, МАЗе, — не все были готовы меняться, на предприятии было много проблем. Когда сформировали принципы, цели и задачи предприятия, работа закипела.
Что касается новых задумок, вы, наверное, видели во время экскурсии по производству, что у нас на доске размещена стратегия инновационного развития. В нее входят наши электробусы, а также новое направление — электробусы с ночной зарядкой, троллейбусы и их собратья на автономном ходу, классические трамваи и трамваи с автономным ходом, а также гибридные автобусы, электромобили и беспилотный транспорт. Мы бы также хотели реализовать вот такую задумку для Минска: маршрут трамвая на батареях. Мы готовы создать и технику, и инфраструктуру для этого, то есть весь проект под ключ.
Также интересная тема для нас — совместно с концерном «Белнефтехим» создаем пилотный проект зарядной станции, где смогут одновременно заряжаться как легковые авто, так и электробусы. А вот что касается мировых тенденций, то присматриваемся к городскому транспорту на водороде. Это суперэкологично и суперэффективно! Уже начали работу в данном направлении. Подписан бизнес-план с партнерами, в числе которых немецкие фирмы по производству водородных двигателей и баков для хранения топлива. Наше польское совместное предприятие входит в национальную программу по электробусам и автобусам на водородных топливных элементах. Кстати, в регионах Польши есть готовая инфраструктура для этого вида транспорта, даже заправки оборудованы. Мы также работаем над созданием беспилотника. На начальном этапе ведется разработка грузового электромобиля грузоподъемностью 10 тонн с подготовкой под установку системы беспилотного управления, который затем будет тиражироваться и на пассажирскую технику в разных условиях пространства. На сегодняшнем этапе речь идет об использовании такой беспилотной техники на закрытых территориях, в том числе перевозках внутри предприятий и внутрицеховых перевозках. Предполагается, что пилотный проект будет внедрен в Беловежской пуще — первые электрокары без водителя будут развозить туристов по национальному парку. В ближайшем будущем появится возможность эксплуатации подобных беспилотных транспортных средств на дорогах общего пользования — трассах, автомагистралях. Пока же у нас в законодательстве этот момент не прописан. К слову, я вхожу в рабочую группу по разработке государственной программы развития электротранспорта в Беларуси. Мы — производители городского пассажирского электротранспорта с многолетним опытом — обязаны внести свою лепту. Ведь наша прямая миссия — содействовать улучшению имиджа современного города, внедряя эффективные инновационные транспортные решения с заботой о людях и об экологии.
Алина КАСЕЛЬ
За чем будущее?
Свою оценку работе завода во время второго визита на предприятие в 2009 году дал Александр Лукашенко. Президент подчеркнул, что предприятие должно наращивать производство и более полно удовлетворять спрос на выпускаемую продукцию на соседних рынках: «Потребность в такой технике есть, в том числе в России и Украине. У меня сложились хорошие впечатления от предприятия, — сказал Глава государства. — Есть с чем сравнивать, многое изменилось с тех пор, как я был здесь в 1995 году».
Сейчас трудно представить, что раньше у нас такая пассажирская техника вовсе не производилась. В задачи некогда ремонтного завода входило постоянное поддержание в форме пассажирского транспорта, который создавался в других республиках СССР. Но развал Союза внес свои коррективы. Многотысячным городам необходим был транспорт, и заводу просто пришлось производить технику, чтобы насытить рынок. В 1994 году здесь впервые сделан белорусский троллейбус — АКСМ-101, ставший прародителем современного городского пассажирского электротранспорта. В 1995 году предприятие посетил Президент: серийный выпуск техники, производство, конструкторские разработки, новые модели и технические решения — все это только начинало зарождаться, но уже не оставляло равнодушным. Каждый год развития страны был годом технического развития предприятия. Конечно, в этом заслуга работников, которые вложили свой ум, талант в производство. Несмотря на то, что Владимир Король пришел на предприятие в 2000-е, вся история становления «Белкоммунмаша» происходила на его глазах. На предприятии намного раньше других тонко прочувствовали будущие изменения: настала эпоха внимания к энергопотреблению, снижению затрат на эксплуатацию городского транспорта.
— Сейчас «Белкоммунмаш» — лидер по производству городского электротранспорта. Какие новинки именно вы привнесли в развитие такого транспорта? С какими трудностями столкнулись при его производстве?
— Если говорить о становлении и развитии электрического транспорта в Беларуси и роли в этом «Белкоммунмаша», можно справедливо отметить, что весь электротранспорт, который эксплуатируется в городах страны, был разработан и произведен на нашем предприятии. В этом плане можно с уверенностью сказать, что «Белкоммунмаш» на протяжении многих лет был и остается законодателем моды в области пассажирского электротранспорта в нашей республике. Действительно, так сложилось, что история создания и эволюции электротранспорта в стране очень тесно переплетается с историей нашего предприятия. Хотя я бы сказал иначе: история развития электротранспорта Беларуси была «написана» работниками нашего завода, ведь именно здесь создали первый белорусский троллейбус, выпустили первый отечественный трамвай, разработали и произвели первый в истории страны белорусский электробус.
Но давайте вернемся на пару десятков лет назад — вспомним, как все было. В 1993 году Совет Министров Республики Беларусь одобрил программу развития производственной базы городского электрического транспорта — разработать и освоить производство троллейбусов в стране. Эту задачу поручили выполнить нашему заводу. Это был первый вызов, с которым завод успешно справился. В 1994 году на предприятии разработан и произведен первый белорусский троллейбус — с этого момента и начинается история развития электротранспорта суверенной Беларуси. Уже в 1996 году было освоено производство троллейбусов второго поколения модели «201» с тиристорно-импульсной системой управления тяговым электродвигателем постоянного тока — электропривод нового поколения, позволяющий экономить 25–30 процентов электроэнергии. Очень важный момент: разработка и производство нового электропривода осуществлялись силами предприятия. Это было своего рода прорывом, отправной точкой на пути создания современных троллейбусов, трамваев и электробусов.
Первый вызов
Тенденции развития электротранспорта в мире значительно эволюционировали, и уже в 2004 году специалисты нашего завода разработали микропроцессорную систему управления двигателем переменного тока на базе IGBT-транзисторов. Данный электропривод устанавливался на всех транспортных средствах «БКМ Холдинг», он хорошо себя зарекомендовал. С тех пор его, конечно, модернизировали, а усовершенствованная версия до настоящего времени используется на троллейбусах, трамваях и электробусах. К слову, начиная с 1994 года до наших дней все электрооборудование для троллейбусов, трамваев и электробусов — а это, отмечу, мозг и сердце электротранспорта — предприятие «Белкоммунмаш» разрабатывает и производит силами своих специалистов. Это оборудование — наша гордость и интеллектуальная собственность. Аналогов ему в стране просто нет.
Но вернусь к некоторым историческим фактам: в 1998 году предприятие выпустило первый низкопольный троллейбус третьего поколения, ничего подобного на постсоветском пространстве долгое время не было. Позже завод начал производить и трамваи. В 2007 году мы создали троллейбус четвертого поколения, при производстве которого были использованы самые передовые технологии. К слову, на его базе впоследствии был создан первый электробус. Спустя год началось производство частично низкопольных трамваев в кузове из композитных материалов.
А в 2015 году мы выпустили первый троллейбус с увеличенным автономным ходом, оснащенный литиевыми батареями — сейчас такие троллейбусы называют электробусами с динамической зарядкой. Эти троллейбусы могут перемещаться на определенные расстояния, используя энергию аккумуляторов без привязки к контактной сети. Их можно считать ступенью между классическим троллейбусом и электробусом, который вообще обходится без контактной сети. А еще через год, в 2016-м, мы презентовали первый белорусский электробус.
Что сказать о сегодняшнем дне? Предприятием разработано четыре модели электробусов, которые уже вышли в серийное производство. Мы предлагаем нашим клиентам электробусы с экспресс-зарядкой на суперконденсаторах и электробусы с ночной зарядкой на литиевых батареях.
Однако возвращаюсь к вашему вопросу. Мы всему учились самостоятельно, жадно впитывая опыт зарубежных коллег. Мы ведь были первопроходцами в этой области в нашей стране. Все приходилось делать с нуля, методом проб и ошибок. Но благодаря этому у нас сейчас есть колоссальный практический опыт и собственные технологии, которые постоянно совершенствуются, потому что мы по-прежнему держим руку на пульсе и следим за ультрасовременными тенденциями в развитии машиностроения, транспорта и информационных технологий. И, конечно же, все самые передовые решения в первую очередь внедряем в нашей стране.