ТАТЬЯНА ЛУГИНА
Председатель концерна «Беллегпром»

Своя рубашка ближе к телу

Легкая промышленность играет большую роль в обеспечении экономической и стратегической безопасности страны, повышении занятости населения, улучшении его благосостояния. Неудивительно, что развитию этой отрасли уделяется большое внимание во всем мире. Наша страна не исключение. В наследство от Советского Союза мы получили мощную производственную базу. Но без модернизации предприятий сохранить и развить отрасль не получилось бы. О том, какими проектами особо гордится наша легкая промышленность, за что потребитель ценит белорусские товары и какова формула успеха на современном рынке, мы поговорили с председателем концерна «Беллегпром» Татьяной Лугиной.
— Татьяна Алексеевна, еще в советские времена товары белорусской легкой промышленности славились на весь Советский Союз своим качеством, надежностью. Удается ли сохранять этот имидж сегодня?

— БССР была центром легкой промышленности. Предприятия текстильной, швейной, ­обувной промышленности производили товары, которые реализовывались по всему Союзу. Знаково, что гиганты отрасли продолжили работу и после распада СССР. Со временем они были модернизированы и трансформированы. Нам удалось сохранить многолетние традиции, что дало толчок к развитию легкой промышленности. Сегодня в этой отрасли у нас работают 1830 предприятий, в том числе представители среднего и мелкого бизнеса. 72 предприятия входят в концерн «Беллегпром», из них 43 — с долей государственной собственности. Это все крупные субъекты: 43 тысячи человек из 62 тысяч, занятых в легкой промышленности, работают на предприятиях концерна.

Наверное, благодаря тому, что не было остановки в работе наших гигантов, у нас получилось сохранить имидж белорусских товаров на внешних рынках. Сегодня не надо много рассказывать о качестве наших тканей, одежды, сумок, обуви в России, Украине, Казахстане, Узбекистане, странах ЕС. Мы придерживаемся стандартов и требований, которые были в советские времена. Все лучшее перенесли в современную рыночную экономику. Благодаря этому мы и ценны. Благодаря этому нас выбирают — более половины нашей продукции идет на экспорт.
— Важное условие выживания в новых рыночных отношениях — модернизация производства. Государство уделяет этому вопросу особое внимание. Один из больших проектов, который поддержал Президент, — это сохранение и развитие крупнейшего в стране производителя текстильной продукции ОАО «Камволь». О каких результатах уже можно говорить?

— Это важный государственный проект. У нас появилось абсолютно модернизированное производство с новым оборудованием. Сейчас работаем над расширением ассортимента. Начали отрабатывать технологии по производству тканей с содержанием поливискозы, полиэфира, полиамида, спрос на которые растет во всем мире.

Хотим производить ткани более рыхлых фактур, как в костюмах Коко Шанель. Начали отрабатывать фактуры полотен на ткацких машинах с добавлением фантазийных пряж наших же предприятий — Слонимской камвольно-прядильной фабрики и пинского «Полесья». Задач стоит много. Нельзя не отметить, что работу притормозила ситуация с коронавирусом. Прервались некоторые связи, так как многие коллеги из других стран находятся на карантине. Но стараемся поддерживать связь с партнерами посредством веб-коммуникаций.

— Еще одно поручение Главы государства — сохранение суконного производства. В январе был подписан указ об организации производства суконных тканей на площадях ОАО «Камволь». На какой стадии проект?

— Техническое задание для оборудования, запланированного к приобретению, соответственно нашим требованиям и ожиданиям, уже готово. Все идет по графику. Выход производства на проектную мощность (1 млн погонных метров в год) ожидается в 2024 году.
— Большое внимание в Беларуси уделяется и развитию льняной отрасли. Как проходит модернизация Оршанского льнокомбината?

— Это предприятие, которым мы можем действительно гордиться. Благодаря поддержке Главы государства, грамотным инвестициям, кооперации с коллегами из Минсельхозпрода мы за короткое время сумели достичь больших результатов и в переработке льна, и в производстве тканей, и в дизайне льняных изделий. Долго мы делали ставку на домашний текстиль. Последние три года успешно реализуется проект по созданию льняной одежды. В прошлом году летняя коллекция торговой марки VILINI Оршанского льнокомбината была раскуплена за май и середину июня. Директору пришлось срочно размещать заказы на предприятиях и у нас, и за границей, чтобы дошить модели. На этот год также большие планы и по одежде, и по домашнему текстилю, и по жаккардовым тканям.

Стоит задача перерабатывать в стране весь урожай льнотресты и продавать на экспорт уже готовые товары. Как никогда понимаем, что лен — наше богатство. Когда есть свое сырье, ты ни от кого не зависишь, не вывозишь валюту, можешь сам руководить процессом, начиная от высадки семян до производства конечного товара. Помимо того что это наше сырье, осознаем, насколько ценна сама льняная ткань. Она экологичная, безопасная, гигроскопичная, гипоаллергенная. Ее очень ценят за границей. В Японии, например, где недавно был открыт магазин изделий из белорусского льна, из наших тканей начали шить медицинские маски.
Александр Лукашенко убежден в правильности принятого решения по развитию льноотрасли: «Если раньше я думал о том, что вот мы ввязались в эту войну по спасению льноводческой отрасли, а, может быть, на рынке будет негодная эта продукция, я переживал за это, потому что денег вложили немало. Но сегодня мы убеждены в том, что поступили правильно. В Беларуси льну быть. Лен — политическая культура. Не я же его выносил на герб страны. Поэтому угробить это производство мы не можем. Мы можем только более серьезно заниматься этим и уже не идти широким фронтом, а интенсифицировать процесс возделывания и переработки льна»
— Как ряд инновационных проектов повлиял на импортозамещение тканей в швейном производстве?

— Однозначно объем потребления отечественных тканей вырос. Особенно пользуются спросом ткани Оршанского льнокомбината, а также Барановичского производственного хлопчатобумажного объединения. Из бязи, фланели, поплина на мелких предприятиях шьют постельное белье.

— Сегодня в производстве важно не только качество, но и креатив. А он прежде всего ассоциируется с молодыми кадрами. У молодых людей в нынешнее время есть выбор — пойти на частное предприятие, организовать собственное производство одежды. Чем государственные организации могут заинтересовать новых творческих сотрудников?

— Зачастую молодежь не хочет входить в рамки производства с его масштабами и темпами. Но сегодня возможны различные формы сотрудничества. Например, по договору подряда. Скажем, художник разрабатывает коллекцию, внедряет ее в производство и получает соответствующее вознаграждение. Работать можно и дистанционно — сейчас все упрощается благодаря электронным средствам коммуникации. К примеру, частное предприятие «Ромгиль-Текс» в Слониме сотрудничает с художниками из Минска и Витебска.

Задача руководителей — мотивировать молодые креативные кадры, предложить достойную оплату труда и поддержать на первых порах. Поначалу молодой человек может быть не понят — креатив бурлит, сочетается несочетаемое. И тут самое главное не спугнуть художника. В должности руководителя предприятия я столкнулась с такой ситуацией. Пришел дизайнер по распределению. Старался, делал эскизы, но художественный совет практически ничего не принимал. Его видение моды не совпадало с ожиданиями маркетинговой службы, мнением торговли. Мы его подбадривали, он не опускал руки, продолжал трудиться. И спустя года два стал настолько чувствовать производство, понимать, что нужно покупателям, что был 100-процентный прием его разработок. Сейчас художник работает в Центре моды.
— К реализации проекта «Белорусский платок» тоже привлекались молодые дизайнеры? Расскажите, как возникла его идея.

— Несколько лет назад Глава государства поручил концерну «Беллегпром» разработать белорусские пуховые платки. Разработали, запустили в производство. Но, побывав в прошлом году в Оренбурге, увидев, как трудятся местные мастера, убедились, что за производством оренбургских пуховых платков скрывается целая культура, многовековая традиция. Конкурировать с ними невозможно и не нужно. Поняли, что нам следует найти свой колорит, то, что отражало бы нашу суть. Было решено сконцентрироваться на шелковых и полиэфирных платках с мотивами белорусских традиций, объектов, пейзажей. У «Центра моды» получилась эффектная коллаборация с брестской художницей Анной Редько: так появилась линейка платков с сюжетами белорусских национальных праздников — «Гуканне вясны», «Купалле», «Дажынкі». «Камволь», который также присоединился к проекту, сотрудничал со студентами академии искусств. Уверены, платки с уникальным дизайном и местным колоритом могут стать брендом туристической Беларуси.

— Традиционно предприятия «Беллегпрома» участвуют в разработке и пошиве спортивной формы белорусских атлетов на Олимпийские игры. Причем олимпийская экипировка выпускается и для простых потребителей. Варианты формы к летним Олимпийским играм 2020 в Токио были презентованы Президенту еще в конце прошлого года. Олимпиаду перенесли на год. Покупателям тоже так долго ждать спортивных новинок?

— Мы шьем форму для населения, несмотря на перенос Олимпийских игр. Планируем, что разработанный нашим дизайнером Михаилом Мытником и жодинским «Свитанком» вариант олимпийской экипировки поступит в торговые сети уже в июне. Начнем привлекать всех к важному спортивному событию заранее. На одежде не будет символики Олимпийских игр, но тематика, которую мы предлагали и презентовали Президенту, останется. Думаем, выпустим некий объем, посмотрим на реакцию покупателя, возможно, внесем какие-то коррективы и в следующем году уже будем более подготовленными.
Одежда от белорусских производителей во все времена славилась высоким качеством
ОАО «Камволь»
Белорусские льняные изделия пользуются спросом в разных странах
— Сегодня изучается возможность представлять продукцию предприятий концерна под единым брендом. Какова цель такой инициативы?

— Хотим помочь объединиться ряду наших торговых марок. Сейчас рассматриваем в первую очередь предприятия концерна. Но если частный бизнес захочет войти в этот проект, не будем против. Идея такая: на одной площади под одной торговой маркой размещать весь ассортиментный перечень, который производит белорусская легкая промышленность. Это и верхняя одежда, и белье, и сумки, и обувь, и многое другое. Ведь только силами предприятий концерна мы производим все — от колгот до фарфоровой посуды. Но каждый реализовывает свою марку сам. Нет коллаборации, которая есть во всем мире, где торговые центры предлагают потребителю не отдельные модели и марки, а луки. Хотим показать покупателю, что из белорусской одежды можно создать цельный модный образ, в одном магазине приобрести не только одежду и обувь, но и подобрать аксессуары, купить сопутствующие товары. Предполагается, мультибрендовые магазины появятся в Минске и всех областных центрах.

— В прошлом году более 55% продукции, производимой предприятиями концерна, было экспортировано. Предположить, что будет в этом году в связи с пандемией, сложно?

— Очень сложно. Апрель как-то пережили. Что будет в мае, неясно. Многие страны продолжают находиться на карантине. Очевидно, что уменьшится количество заявок из-за рубежа. Вообще надеяться, что после угасания вспышки все стопроцентно вернется в прежнее русло, не стоит. Поэтому делаем акцент на внутренний рынок. Сидеть и ждать — не выход. Нужно работать, а в таких условиях еще больше. Повторяю руководителям, что надо быть активными, взаимодействовать с другими нашими предприятиями, искать варианты, стучать во все двери — какая-то да откроется.

— Татьяна Алексеевна, сегодня белорусским предприятиям приходится работать в условиях жесткой конкуренции. И по накатанному сценарию, написанному десятки лет назад, двигаться не получится. Какие составляющие формулы успеха?

— Условия хозяйствования и пребывания на рынке сильно изменились. Слепо следовать традициям и работать так, как 30, 40, 50 лет назад, — это не путь к успеху. Нужно взять лучшее из прошлого и двигаться вперед. К сожалению, не все могут быстро перестроиться. Впереди те, кто понимает необходимость перемен, кто вкладывает деньги в модернизацию производства, обучение персонала, продвижение товара. Произвести сегодня легче, чем продать. Формат продаж поменялся абсолютно. И это невозможно не учитывать. Опт уже не актуален. Успешные предприятия делают акцент на розничной торговле.
Не обойтись сейчас и без онлайн-продаж. Сегодня очень важно пребывание в интернете. Торговые марки, которые хотят завоевать потребителя, должны быть активными в соцсетях, делиться фотографиями, историями — это необходимо, чтобы быть на слуху.
Большое значение имеет автоматизированный учет товаров. Компании должны чуть ли не в онлайн-режиме отслеживать, что и как продается, какие фасоны и цвета пользуются спросом, а что вовсе не реализуется. Это надо, чтобы мгновенно реагировать на производственную программу, а не спустя 2—3 месяца анализировать неудачи. Предприятиям нужно быть смелее в своих разработках. Последние годы идет перелом восприятия базовости и креативности в моде. Меняется само отношение к одежде. Принцип долго носить качественную и дорогую одежду уходит. Правила потребления сегодня диктует «быстрая мода». Чтобы выпускать востребованный товар, производитель все это должен учитывать.

Людмила МИНКЕВИЧ
Глава государства о причинах модернизации ОАО «Камволь»:

«Первое — здесь работали и работают люди. Значит, они должны иметь работу. Поэтому была начата модернизация этого производства.
Во-вторых, нельзя было потерять школу — то, что мы умеем делать.
Я считаю, это преступление, если государство умеет что-то производить, а потом это похоронит. Это плохой знак и плохой памятник для той власти»
Понравился наш проект?
Расскажите о нем друзьям!