ЮРИЙ КОЗЛОВСКИЙ
Начальник управления
конструкторско-экспериментальных работ № 1 Минского тракторного завода

Богатыри без предела мощности

Начальник управления конструкторско-экспериментальных работ № 1 Минского тракторного завода Юрий Козловский: «В мае 1999 года на МТЗ приехал Александр Лукашенко. Я видел, как он сел за руль первого самого мощного на тот момент нашего трактора, созданного при его огромном участии, и проехал по площади перед заводом. Когда Президент вышел довольный из кабины, я понял — белорусским энергонасыщенным тракторам быть!»
— Юрий Николаевич, во времена СССР и первые постсоветские годы на заводе производился в основном МТЗ-80. На его базе невозможно сразу создать энергонасыщенный агрегат. Вероятно, был переходный период?

— Да, в середине 1993 года было решено глубоко модернизировать самый мощный к тому времени на нашем предприятии МТЗ-102 до достижения мощности 120—130 лошадиных сил и последующим увеличением до 150. Через год появилась модель МТЗ-1221. Сравнительные испытания выявили лучшую маневренность и топливную эффективность по сравнению с украинскими Т-150 при одинаковой производительности, по сравнению с МТЗ-80 она выросла на 41 процент. Затем была модернизация МТЗ-1221 и создание машин мощностью 150, 180 и 210 лошадиных сил.

— Они становились все сильнее. Однако еще не были энергонасыщенными. Когда встал вопрос о создании таких по современным меркам машин?

— Здесь большая заслуга Главы государства. Он не раз обращал внимание на необходимость иметь белорусский энергонасыщенный трактор. 14 мая 1998 года принят Указ Президента «Об утверждении концепции и программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы». Документ разработан исходя из задач и основных принципов, изложенных в докладе Александра Лукашенко на республиканском совещании по вопросам стратегии развития отечественной промышленности в ноябре 1997 года в Могилеве. К числу приоритетных производств отнесены в том числе и выпуск средств транспортировки, переработки и хранения сельхозпродукции, комплектующего оборудования для сельского хозяйства, а также выпуск новых видов тракторов.

В декабре 1998 года приказом министра промышленности МТЗ поручено в 1999 году разработать конструкторскую документацию и изготовить макетный образец мощностью 250 лошадиных сил. Я в то время работал инженером-конструктором ГСКБ в бюро общей компоновки таких машин. В 1999 году стал начальником этого бюро. Следует отметить, что на тракторах до 210 лошадиных сил компоновочные схемы трансмиссии модернизировались с модели МТЗ-1221. А для настоящего энергонасыщенного они не подходили, пришлось все начинать с нуля.
— Неужели ничего нельзя было перенять у зарубежных коллег?

— Одна из компаний предоставила нам такой импортный трактор. Мы могли его посмотреть, изучить. Но разобрать и заглянуть внутрь запрещалось. Мы не знали ни электронной начинки, ни чертежей. Словом, имели лишь общее представление. По сути, до всего пришлось доходить своим умом.

При этом следует отметить, что была поставлена задача создать принципиально новый агрегат в очень сжатые сроки. Буквально за полгода разработали конструкторскую документацию и собрали опытный образец. Дело было трудное, но очень интересное, захватывающее. Работали под руководством генерального конструктора Михаила Мелешко. Засиживались допоздна, спорили, дискутировали. Но были счастливы, что заняты нужным для страны делом. В него вовлекалось много людей, поэтому следует честно признаться, что трактор — плод коллективных усилий.

В мае 1999 года на МТЗ приехал Александр Лукашенко. Я видел, как он сел за руль первого самого мощного на тот момент нашего трактора, созданного при его огромном участии, и проехал по площади перед заводом. Когда Президент вышел довольный из кабины, я понял — белорусским энергонасыщенным тракторам быть!

Затем изготовили пять опытных машин, которые направили на испытания в хозяйства разных регионов. Конечно, сначала их апробировали на стенде, но следует помнить, что в производственных условиях совершенно иная ситуация. Они выполняли весь комплекс сельскохозяйственных работ с различными механизмами. Заводчане поддерживали постоянную связь с руководителями и специалистами хозяйств, выезжали туда, устраняли поломки, заодно изучали возможные слабые места. Ведь нельзя сразу создать нечто новое и при этом полностью совершенное.

Например, создали оригинальную конструкцию механического привода вентилятора для охлаждения двигателя. Но он не выдерживал нагрузок. Поэтому решили вернуться к классическому ременному приводу. Были некоторые вопросы по трансмиссии, но все эти болячки мы устранили и уже в 2003 году выпустили опытно-промышленную партию.
Между тем четверть века назад МТЗ вообще не выпускал энергонасыщенной техники. В Советском Союзе во многих сферах была четкая специализация. В России выпускались тракторы мощностью 300 лошадиных сил, Украине — 150, Беларуси — 80. После распада СССР промышленность бывших республик переживала не лучшие времена. Объемы производства значительно снизились, практически полностью прекратился выпуск самых мощных «Кировцев», аналогичные машины сельскохозяйственного назначения мощностью 250 лошадиных сил и выше на территории бывшего СССР практически не производились. Из-за износа и списания у нас сократился их парк. Стали покупать в других странах. Но для этого требовалась валюта, которой в то время не хватало. Словом, жизнь толкала к импортозамещению. Как рождался белорусский энергонасыщенный трактор, по какому пути пошла отрасль в дальнейшем и что ждет ее в будущем? Об этом наш разговор с начальником управления конструкторско-экспериментальных работ № 1 Минского тракторного завода Юрием Козловским, который был в числе тех, кто создавал первую такую белорусскую машину.
Александр Лукашенко при посещении 29 мая этого года Минского тракторного завода отметил значение предприятия для Беларуси: «Это прекрасный завод, лицо нашей страны, это бренд». Глава государства заявил, что главное в производстве — обеспечение высокого качества продукции. И в этом залог дальнейшего развития и благосостояния как самого завода, так и его работников: «Конкуренция по вашей продукции колоссальная. Задача одна — качество. Это главный вопрос нашей машиностроительной страны и прежде всего МТЗ». Коллектив завода подарил Президенту макет трактора «Беларус-4522». Подарок символичный — самый мощный в линейке продукции МТЗ и один из самых мощных в мире. Сейчас он проходит испытания. Это будущее предприятия.
Мы благодарны Президенту за понимание нелегкого процесса создания новых машин. 15 мая 2015 года при посещении МТЗ
Александр Лукашенко не исключил, что у новых современных образцов техники могут быть определенные недочеты: «Но надо понимать, что мы это все создали на марше. У нас этого не было. Мы за последние годы все это создали. Естественно, нужно время для того, чтобы довести технику».
— Создали хороший трактор мощностью 250 лошадиных сил. Но массового применения он не получил. Почему?

— При общении с руководителями и специалистами сельхозпредприятий во время испытаний «Беларус-2522» пришли к выводу, что мощности двигателя не хватает для выполнения сложных работ. Поэтому оперативно решили создать на его базе «Беларус-3022» мощностью 300 лошадиных сил. Усилили трансмиссию, навесные устройства. Эта модель получила хорошие отзывы и на длительное время стала основным энергонасыщенным трактором. Самое важное, что массовый выпуск «Беларус-3022» не только решил многие проблемы сельского хозяйства, но и обеспечил работой тружеников нашего завода, а также других белорусских предприятий.

Кстати, во время недавнего посещения предприятия Глава государства в очередной раз говорил об этом. Президент посетил корпус сборки тракторов, где ему доложили о производстве разного рода комплектующих, которые изготавливаются для МТЗ на других предприятиях по программе импортозамещения. Александр Лукашенко еще раз обратил внимание на необходимость максимально сконцентрировать на территории страны производство комплектующих для МТЗ и сократить поставки по импорту. При этом обязательно обеспечить высокое качество продукции.

— Трактор получился добротным, сельчане довольны, мощности хватает. И тем не менее решили создать «Беларус- 3522». Зачем он был нужен?

— Время не стоит на месте, появляются новые сельхозагрегаты, поэтому и требовалось увеличение мощности. Усовершенствовали трансмиссию, увеличили колеса. Сейчас это основная энергонасыщенная машина, которая производится на предприятии.

— Что же подтолкнуло тогда снова создать трактор, у которого мощность двигателя больше еще на 100 лошадиных сил? Речь идет о модели «Беларус-4522».

— Надо двигаться вперед. Думаю, он будет востребован в России и Казахстане, где огромные поля и можно использовать широкозахватные механизмы. Но и у нас в стране производство не стоит на месте. Со временем появятся еще более мощные агрегаты, и такой трактор окажется весьма кстати. Мы в своей работе не останавливаемся. Создали также макет «Беларус-5022». Там трансмиссия от «Беларус-4522», но установлен двигатель большей мощности.
— В нашу жизнь все активнее входит электротранспорт. По городам бегают электробусы, появляются легковые электромобили. Зарубежные фирмы сообщают о создании электротракторов. Задумывались ли вы над аналогичным вопросом? Для нас это не дань моде. Следует учитывать предстоящий пуск БелАЭС и возможный избыток электроэнергии.

— Естественно, наши конструкторы тоже озабочены этим. Но следует иметь в виду, что у легковых автомобилей и даже электробусов значительно меньшее потребление энергии. Электробус проехал по городу, на конечной остановке зарядил аккумуляторы и поехал дальше. Трактор быстро расходует энергию. Он не может много раз за день ездить на базу для зарядки. На каждое поле источник тока не подведешь. Наши расчеты показали: такая машина сможет непрерывно поработать лишь полчаса. Если больше, надо с собой тянуть огромный прицеп конденсаторов. Это, согласитесь, не дело. Да, из-за рубежа приходят сообщения о том, что якобы создаются уже электротракторы с более длительным временем работы. Но это пока лишь экспериментальные модели, и практика пока не подтверждает возможность их работы целую смену без подзарядки. Но прогресс не стоит на месте, процесс создания суперконденсаторов движется вперед. Мы ждем, когда появятся малогабаритные устройства, которые могут аккумулировать большое количество электроэнергии. Тогда сможем быстро этим воспользоваться и создать трактор, длительное время выполняющий сложные работы без подзарядки.

— Хотя требуемого по мощности накопителя энергии пока нет, наверное, вы в ожидании него не сидите сложа руки?

— Повсеместно начинают действовать новые экологические нормы. Мы сейчас собираем партию тракторов, которые отправим для сертификации по ним в Германию. После получения соответствующих документов намечаем со следующего года начать реализацию их в Евросоюз.

— Мы говорим о машинах. Но их создают люди. Как изменилась жизнь конструктора за вашу более чем четвертьвековую работу на заводе?

— Когда я пришел сюда, люди работали за кульманом с карандашом и линейкой в руках. В 1999 году во время создания энергонасыщенного трактора стали появляться первые компьютеры. Затем специальные программы, которые помогают работать конструкторам. Однако без конкретного человека, его способностей, стремления к творчеству, созиданию любая умная машина ничего не сделает. Компьютеры, программы к ним — всего лишь инструменты в руках мастеров. На первом месте все равно человек, его способность к творческому мышлению и любовь к своему делу. У нас таких абсолютное большинство. Особо хочу отметить моих первых помощников — начальников бюро Сергея Дакимовича и Анатолия Шевцова.

— Юрий Николаевич, вы стояли у истоков создания первого белорусского энергонасыщенного трактора. Что чувствуете по этому поводу, насколько ощущаете себя полезным обществу?

— Конечно, я был только звеном в огромном механизме конструкторов и производственников, работавших над проектом. Но вместе с коллегами мы гордимся, что заняты таким важным для государства делом. Мы счастливы, что создали нужные для сельхозпроизводства машины. Благодаря им труд на земле становится производительнее, а страна — богаче.


Василий ГЕДРОЙЦ
Понравился наш проект?
Расскажите о нем друзьям!