НАДЕЖДА ВАСИЛЬЧЕНКО
Директор Национального центра художественного творчества детей и молодежи

Важное дополнение

Создавать роботов, постигать актерское мастерство или азы блогинга, моделировать одежду – выбор объединений по интересам, где дети и учащаяся молодежь могут проводить свободное от учебы время, с каждым годом становится все разнообразнее. Благодаря государственной поддержке система дополнительного образования детей и молодежи была не только сохранена в непростые 1990-е годы, но и получила стремительное развитие. Процесс совершенствования продолжается и сейчас: постоянно появляются новые направления и формы работы. А как результат – высокие достижения нашей молодежи на международных фестивалях и конкурсах. Сколько детей сегодня занимается в студиях и кружках? Какие задачи и перспективы у современной системы допобразования? Об этом и многом другом рассказала директор Национального центра художественного творчества детей и молодежи Надежда Васильченко.

Удалось сохранить

– Надежда Васильевна, дополнительное образование детей и молодежи – это неотъемлемая часть системы образования страны. На ваш взгляд, какие ее основные задачи?

– Само значение слова «дополнительное» указывает на то, что оно дополняет основное образование. Это области, которым меньше внимания уделяется в учебной программе, в первую очередь творческие направления. Сегодня роботы во многих сферах жизни начинают заменять человека. Но они могут выполнять лишь шаблонную работу, те действия, которые им заложили разработчики. Одна из немногих сфер, где искусственный интеллект еще долго не сможет составлять конкуренцию людям, – это творчество. Например, чтобы машина нарисовала портрет человека, программисту нужно написать длинный код, указать цвет глаз, высоту лба, перечислить мимические морщинки и еще сотню других мелких деталей. Художнику же достаточно взглянуть на натурщика, чтобы на холсте появились штрихи будущей картины. Искусство существует благодаря креативности, воображению и умению человека импровизировать – все это никогда не будет под силу искусственному интеллекту. Если сегодня ребенок, обладая базовыми школьными знаниями, будет уметь лепить, танцевать, конструировать одежду, то в будущем он окажется более конкурентоспособным на рынке труда. Поэтому реализация творческого потенциала – одна из главных задач дополнительного образования наряду с помощью в выборе профессии и социализацией.

– Как все начиналось в нашей стране и что мы имеем сегодня?

– В 1920-е годы на территории Беларуси стали появляться пионерские клубы. А первый Дворец пионеров и октябрят имени Н. Ф. Гикало открыли в 1936 году, сейчас в этом здании находится наш НЦХТДМ. Дворец стал первым внешкольным учреждением в республике, специально построенным для детей, организации их культурного отдыха и досуга. Через год подобный дворец построили в Гомеле. Сейчас в стране работает 279 учреждений дополнительного образования. Все они обеспечены необходимым оборудованием и профессиональными кадрами. Секции, кружки и студии по интересам посещает более 380 тысяч детей – каждый третий ребенок.
– Пару лет назад на встрече с учащимися Президент обратил внимание, что в нашей стране созданы все условия, чтобы дорога молодежи по жизни была успешной. «Сложившаяся система образования позволяет сделать осознанный выбор профессии и реализовать те способности, которыми вы обладаете», – подчеркнул тогда Александр Лукашенко. И действительно, благодаря такому отношению на самом высоком уровне нам удалось сохранить систему внешкольной работы. А в других странах она работает?

– Да, система дополнительного образования есть во многих государствах. В нашей стране эта система не только активно развивается, но и имеет свой самостоятельный статус на государственном уровне, закрепленный в Кодексе об образовании. В ряде нормативных документов определены приоритеты развития дополнительного образования, стратегия его поддержки. В 2016 году Совет Министров утвердил государственную программу «Образование и молодежная политика на 2016–2020 годы». Один из разделов посвящен развитию системы дополнительного образования детей и молодежи. В докумен­те отмечено, что на базе учреждений системы реализуется значительная часть социальных, культурных, спортивно-массовых мероприятий, проектов с участием детей и молодежи. Из бюджета выделяются деньги на обновление материальной базы, ремонт помещений, в которых занимаются дети. Стоит отметить, что большинство секций и кружков учащиеся посещают бесплатно. Доступность дополнительного образования – это главное, к чему мы стремимся.
В большинстве учреждений допобразования дети занимаются бесплатно

Время диктует правила

– Надежда Васильевна, 12 лет работает Республиканский совет по вопросам дополнительного образования детей и молодежи, который создавался с вашим непосредственным участием. Что характерно для деятельности этого общественного объединения?

– Совет задумывался как объединение опытных руководителей и педагогов республиканских и региональных учреждений дополнительного образования детей и молодежи с целью инновационного развития системы, разработки и внедрения нормативных правовых документов и внесения предложений по ее перспективному развитию, обмену передовым опытом лучших педагогов и коллективов учреждений. В составе Совета 21 человек, представители от каждой области, руководители и педагоги учреждений разного профиля (технического, художественного, эколого-биологического, туристско-краеведческого) дополнительного образования. Мы собираемся 3–4 раза в год, чтобы обсудить самые актуальные вопросы жизнедеятельности учреждений дополнительного образования, в частности, члены Совета принимали самое активное участие в разработке раздела XIII «Дополнительное образование детей и молодежи» Кодекса об образовании.

– Что изменилось в системе после того, как кодекс вступил в силу?

– С 1 сентября 2011 года в соответствии с кодексом был впервые законодательно закреплен термин «система дополнительного образования детей и молодежи», что ранее называлось внешкольным обучением и воспитанием. Еще одним нововведением стало то, что к системе присоединили школы искусств. Также с принятием кодекса по каждому направлению появились новые учебные программы, до 2011 года в работе мы использовали документы, утвержденные еще во времена СССР. Для каждого профиля (культурно-досуговый, социально-педагогический, общественно-гуманитарный и художественный) были разработаны и утверждены типовые программы. В них прописаны не только учебно-тематические планы по различным направлениям деятельности, но, главное, и новое содержание, новые методики и технологии, а также результаты освоения этих программ. Педагоги НЦХТДМ и учреждений дополнительного образования приняли участие в разработке программ нового поколения через участие в республиканских конкурсах. Мы стараемся регулярно обновлять банк программ, адаптируем их под запросы учащихся и их родителей.
– Да, время диктует свои правила. К примеру, те же информационные технологии. Мы уже не представляем без них свою жизнь. А какое место отводится IT в системе дополнительного образования?

– Применение информационно-коммуникационных технологий – это одно из основных направлений нашей деятельности. В этом учебном году наш центр продолжает реализацию республиканского инновационного проекта по внедрению методического кластера. На одной онлайн-площадке педагоги из разных учреждений дополнительного образования делятся наработками, обсуждают с коллегами новые формы взаимодействия. Также мы продолжаем активно использовать социальные сети для продвижения своих услуг. Конечно, живое общение с педагогом такой формат не заменит, но, если молодежь часами сидит в гаджетах, нам нужно оставаться с ними на одной волне. Мы постоянно следим за наполнением нашего YouTube-канала, выпускаем сюжеты на актуальные для молодежи темы: рассказываем о возможностях летней подработки, об эпидемиологической обстановке. А к 9 Мая создали онлайн-экскурсию по выставке-конкурсу детского творчества «Салют Победы!». За время 10-минутного ролика зрители дистанционно знакомятся со всеми работами, а поставив видео на паузу, могут рассмотреть каждую деталь на рисунке, фотографии и аппликации. В нашем центре реализуется большой экспериментальный онлайн-проект «Лаборатория творчества». Это целый цикл разнообразных занятий, образовательных и творческих онлайн-мероприятий, которые можно увидеть на YouTube-канале НЦХТДМ, нашем сайте, а также в со­циальных сетях.
Секции, кружки и студии по интересам посещает каждый третий ребенок
– Действительно, предложений сегодня достаточно на любой вкус. Как определиться с выбором?

– В этом вопросе ребенку должны помочь родители. Пусть покажут сыну или дочке здание, в котором они могут учиться, приведут на пробное занятие. Ребенок должен пообщаться с педагогом, проникнуться атмосферой. Если это его, он попросится прийти еще раз. На протяжении всего периода обучения педагоги не только занимаются с ребенком, но и активно контактируют с родителями. Учреждение дополнительного образования – это не камера хранения, оставить чадо и убежать по делам не получится. В нашем центре многие мамы и папы с удовольствием участвуют в концертных номерах своих детей, присутствуют на репетициях. Ребенку важно чувствовать, что самые близкие люди поддерживают его увлечения.

Талантливых заметят

Реализация творческого потенциала – одна из главных задач допобразования
– Национальный центр художественного творчества детей и молодежи выступает организатором крупных республиканских конкурсов и фестивалей. Кстати, многие из участников и победителей подобных мероприятий становятся стипендиатами президентского фонда по поддержке талантливой молодежи. Что еще раз подтверждает – проявляйте себя, и вас обязательно заметят. Над какими проектами центр работает сейчас?

– Стараемся реагировать на интересы и запросы наших учащихся. Несколько лет назад мы заметили, что число детских хоровых коллективов в стране сокращается. Решили организовать смотр-конкурс хорового творчества «Спяваем разам». И теперь наблюдаем позитивную тенденцию: ребят, выступающих в детских и молодежных хоровых коллективах, становится все больше. Также заметили, что значительно увеличилось число любителей интеллектуальных игр. Несколько раз в год для них устраиваем республиканские турниры. Не забываем и о наших традиционных конкурсах: ежегодно проводим фестиваль художественного творчества учащейся и студенческой молодежи «АРТ-вакацыі», фестиваль-конкурс моды и фото «Мельница моды», продолжаем десятки других проектов. Три года назад в НЦХТДМ был открыт Республиканский молодежный центр. Он стал площадкой, на которой учащаяся молодежь создает новые проекты и воплощает их в жизнь, здесь коллективно принимаются важные решения в интересах обучающихся. У нас есть концертный зал, который скоро откроется после капитального ремонта. Его профессиональную сцену мы будем рады предоставлять для репетиций и выступлений творческим коллективам нашей страны.

Диана ШЕСТАКЕВИЧ
Понравился наш проект?
Расскажите о нем друзьям!