ОКСАНА ВОЛКОВА
Лауреат Государственной премии, заслуженная артистка Беларуси

Большой театр с видом на большой мир

Национальному академическому Большому театру оперы и балета, главной музыкальной и театральной сцене нашей страны, 87 лет. В 2006 году запущены восстановительные работы, а 8 марта 2009-го с участием Президента состоялось торжественное открытие обновленного театра. Во время этого и последующих визитов Глава государства постоянно подчеркивал положительное влияние искусства на общество, большое его значение в жизни молодежи, а также то, что деятельность работников культуры в этом направлении по-особому важна.

— Молодежь должна выходить из вашего зала одухотворенной. Даже придя сюда, ничего не понимая ни в балете, ни в опере, ни в мюзиклах, ни в классической музыке. Отсюда она должна выйти понимающей. Почти так, как вы понимаете свое творчество, — обращался к представителям культурной сферы Александр Лукашенко.

Президент подчеркнул, что в Беларуси следует активнее популяризировать национальные достижения в различных областях, в том числе в культурной отрасли:
— У нас есть люди, которые действительно заслуживают и уважения, и внимания, и материального поощрения, и поддержки.

Заслуженная артистка Беларуси, прима Большого театра, обладательница многочисленных государственных наград Оксана ВОЛКОВА не только покоряет своим меццо-сопрано земляков, но и исполняет главные партии на мировой сцене, собственным талантом и усердием определила высокую пробу белорусской оперы в международном пространстве. Наш корреспондент поговорила с примой Большого о том, как в конкурентной среде удается достигать высоких результатов, что являет собой современная отечественная опера, на какую поддержку государства рассчитывают мастера искусств.
— У вас немало знаков признания вашего таланта, в том числе две Гранд-премии специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи, Национальная театральная премия, Госпремия Беларуси. Достаточно ли внимания государство уделяет культуре, оперному и театральному искусству в целом?

— Наш Президент лично способствует тому, чтобы культура была визитной карточкой государства, достойно выглядела на мировых сценах и театральных подмостках. Да и сам театр — это бюджетная организация, которая существует в основном благодаря государственной поддержке. Опера и балет — самые зрелищные, массовые и, как результат, самые дорогие виды искусства. Зритель, придя в театр, должен ахнуть после того, как открылся занавес, отключиться от будней и на пару часов погрузиться в атмосферу музыки, волшебства и роскоши. В стране оперный театр один. Для того чтобы попасть в труппу, нужно трудиться и доказывать, что ты лучший, всю жизнь. Все эти награды наши ребята, оперные и балетные артисты, заслужили потом и кровью. Государство многое делает для культуры. Хотелось, чтобы развивалась и частная поддержка, чтобы меценатство и спонсорство были престижны и выгодны для бизнеса. Все ведущие мировые театры имеют попечительские советы, в состав которых входят крупные производители и предприятия.

— По аншлагам видно, что белорусскую оперу любят, ее слушают. Знаю, что многие наши певцы востребованы за рубежом и становятся лауреатами международных конкурсов. Кто из молодежи особо подает надежды? Чьи партии маститых соотечественников обязательно нужно послушать?

— У нас относительно молодая труппа, развитие которой происходило в то время, когда уже были открыты границы и появилось много возможностей сделать международную карьеру. И многие мои коллеги этим шансом воспользовались на все сто процентов. Я очень уважаю наших певцов и восхищаюсь ими, приглашаю обязательно посетить спектакли, если в них участвуют Юрий Городецкий, Илья Сильчуков, Татьяна Гаврилова, Станислав Трифонов, Анастасия Москвина. Набирают мастерство и подают надежды Александр Михнюк, Марта Данусевич и Мария Галкина.
— Оксана, согласны ли вы: чтобы завоевать зрителя, запомниться ему, заставить собой проникнуться, одного голоса не всегда достаточно? Вероятно, оперный артист должен красиво двигаться на сцене, иметь запоминающийся образ, быть харизматичным и во всем притягательным… Насколько эти факторы важны?

— Я могу со всей уверенностью заявить, что если у вас отличный голос, но отсутствуют хорошая вокальная школа, координация, актерские данные, если у вас короткая мышечная память и нет способности к языкам, то сделать вокальную карьеру будет нереально сложно. Важнейшие факторы — сценическое обаяние и энергия, которая летит в зал и заставляет слушать.

— В одном из интервью вы признавались, что стремитесь везде успеть, использовать каждый день максимально эффективно. Притом самокритично заявляете о своем пороке — лености. Как два противоречивых понятия, привычки, если хотите, уживаются в одной личности?

— Я не считаю их противоречивыми. Множество вещей делаю через «не могу» и «не хочу». Просто, как Мюнхаузен, тягаю себя за косичку, и иногда из этого что-то получается.
— Чем любите заниматься помимо оперы? Как называется отдушина, из которой черпаете силы и вдохновение? Может быть, это природа, семья или какое-то увлечение, благодаря которому перезагружаетесь?

— Опере, кстати, уделяю не так много времени. Если идет процесс выучки чего-то нового, это всего час-полтора в день. Все остальное время занимаюсь семьей, детьми, садом-огородом, строительством и ремонтом, решением каких-то житейских вопросов, например техосмотром автомобиля. По вечерам у нас пару раз в неделю совместный просмотр семейного фильма, с попкорном и разными вкусняшками. Но когда начинается время новой постановки, я смываюсь из дома на весь день, и все справляются сами.

— Публичность — мерило внутреннее, и иногда, улыбаясь на комплименты, привечая журналистов, слыша вслед «я вас знаю», артист не испытывает особого трепета и реагирует на это равнодушно. Нравится ли вам обратная связь с публикой, повышенное внимание с ее стороны?

— Особого трепета я точно не испытываю, я же взрослый человек. Конечно, внимание и хорошее отношение всегда приятны. У нас, белорусов, присутствует эта внутренняя интеллигентность, воспитанность. Поэтому общение с людьми практически всегда приносит хорошее настроение и благодарность за их внимание и добрые слова.

— Каждый должен заниматься своим делом и выполнять его хорошо — это и ваше утверждение, и одновременно золотая истина, непоколебимое правило жизни. Но как понять, что дело именно «свое»? Иными словами, как построили свой путь к музыке?

— Если то, что делаешь, приносит не только удовольствие, но и доход и нравится не только тебе, но и кому-то еще. Все очень просто. Мне всегда нравилось петь, сколько себя помню. Завернувшись в простыню и встав на табуретку, я очень серьезно пела про айсберг в океане еще в детсадовском возрасте. Тогда в садиках еще не было стационарных кроватей, и после обеда воспитатели должны были поставить раскладушки и приготовить постель для сна для всей группы. В это время я давала концерт. Дети сидели как зайчики и слушали все, что я исполняла. А репертуар был большой: и Пугачева, и Ротару, и Леонтьев. Воспитатели детского сада и посоветовали родителям отдать меня в музыкальную школу.

— Вы много путешествуете по миру, выступаете на большой сцене в разных странах и городах, исполняя главные партии в ведущих мировых театрах. Мадрид, Лондон, Вашингтон, Ницца, Буэнос-Айрес, Палермо, Неаполь в личном графике — привычное дело. Какая страна, город или театр, на ваш взгляд, в плане развития оперного жанра наиболее отличительны и идеальны, где хочется выступать еще и еще?

— Я стараюсь не упускать ни единой возможности поработать везде, куда меня приглашают. В этом и удовольствие — не задерживаться в каких-то одних условиях, даже самых комфортных. Я не могу отметить какой-то конкретный театр, потому что люблю их все. Но во время длительных постановок, когда приходится месяц-другой проводить в одном месте, предпочитаю мегаполисы: Милан, Нью-Йорк, Лондон и Париж.
— Как у обладательницы меццо-сопрано, ваше амплуа сложилось из ярких героинь с бескомпромиссным стремлением добиться своего. Это, например, Кармен из одноименной французской оперы или Любаша из «Царской невесты». Такой ли волевой характер у вас в жизни?

— Со временем и взрослением, конечно, характер меняется. Я, безусловно, сильный человек. Но бескомпромиссность — это не моя черта. Наоборот, всегда ищу наиболее разумный и менее травматичный способ решения проблем. Никогда не буду биться лбом в закрытую дверь, потому что дверей множество, как и возможностей и шансов. Я научилась говорить нет в ситуациях, не несущих для меня ничего хорошего. И я быстро забываю плохое, просто вычеркиваю его из памяти и иду дальше.

— Спасибо, уважаемая Оксана, за содержательную и интересную беседу!

Елена БАСИКИРСКАЯ
— Чем удивляет отечественная опера на современном этапе, с чего складывается ее репертуар?

— Я служу в нашем театре уже 18 лет. После его реконструкции начался новый, очень продуктивный в творческом развитии период. Появилось огромное количество новых очень ярких спектаклей, таких как «Царская невеста», «Седая легенда», «Макбет», «Аида», балет «Анна Каренина»... Я назвала только маленькую их часть, а наш репертуар разнообразный и очень интересный. В новом сезоне готовим несколько премьерных спектаклей с участием новой плеяды белорусских режиссеров. Это «Фауст» Гуно в постановке Анны Моторной и Александра Анисимова, балет «Пер Гюнт» в постановке Сергея Микеля и Александра Анисимова, планируется возобновление легендарного «Щелкунчика» в постановке Валентина Елизарьева, детский спектакль «Пиноккио» поставит молодой режиссер Наталья Барановская. Я также пробую свои силы в качестве режиссера-постановщика первой оперы Пуччини. Спектакль будет называться «Виллисы. Фатум». Приглашаю всех зрителей в мой самый лучший и самый любимый театр!

— Главное достояние в вашей профессии — голос! Как оберегаете его, тренируете, восстанавливаете? Или никогда не теряете?

— Я никак его не оберегаю. Живу обычной жизнью. Стараюсь соблюдать гигиену голоса и сильно не перетруждать, если чувствую себя неважно. А во время болезней, конечно, без помощи врачей-фониатров обойтись невозможно. В нашем театре работают две волшебницы, Наталья Александровна и Надежда Сегизмундовна. Они могут выковать новое горлышко, снять сипы и хрипы на пару часов, чтобы допеть спектакль, и вылечить не только голос, но и сердце.
Понравился наш проект?
Расскажите о нем друзьям!